Антикризисные стратегии лидеров отрасли
Участники горной промышленности – о мерах сохранения бизнеса и необходимых качествах в кризисные времена
Пленарная дискуссия «Антикризисные стратегии лидеров горнодобывающей отрасли» стала открывающим событием Форума лидеров горнодобывающей отрасли в рамах выставки MiningWorld Russia 2022. Модератором выступил Павел Растопшин, управляющий директор ГК «Цифра».
В дискуссии приняли участие:
- Владимир Дождев, директор департамента цифровых технологий, Минпромторг России
- Ирина Власова, директор по автоматизации и цифровизации Угольного Дивизиона, СУЭК
- Сергей Дунаев, директор по информационным технологиям, «Северсталь Менеджмент»
- Джахангир Махмудов, директор по трансформации, УГМК
- Игорь Семенов, председатель совета директоров, АРМЗ «Горные машины», исполнительный директор, «Первая горнорудная компания»
- Олег Алдошин, вице-президент, МТС
В своем вступительном слове модератор Павел Растопшин отметил, что сложно говорить о стратегии, когда отрасль оказалась в ситуации экспортно-логистических ограничений и потеряла доступ к технологиям. Но, по его мнению, когда речь идет об объектах критической инфраструктуры, вопросы надо решать в 10 раз быстрее, чем планировалось рань ше. Срочно нужно решать вопросы интеграции оборудования, новыми красками заиграло импортозамещение на уровне производственных систем.
Участникам сессии были предложены три глобальные темы для обсуждения:
- Планирование производства в новых реалиях;
- Эксплуатация и ремонт в новых реалиях;
- Нужно ли инвестировать в новые системы и решения или срочно «латать дыры»?
Блиц-опрос. Что из сделанного за прошлый год помогло сохранить силы после вступления в силу санкций?
Ирина Власова: Мы в СУЭК вышли на самый большой уровень добычи угля. Собрали цифровую концепцию развития, открыли более 30 цифровых проектов, пересмотрели подходы к команде.
Сергей Дунаев: В целом, все шло к тому, что случилось. Поэтому мы подготовились к этому году — не инвестировали в западные облачные решения, а собирали собственную команду для «Северсталь Менеджмент».
Игорь Семенов: «Первая горнорудная компания» завершила масштабные работы в Арктическом регионе. 25 процентов машин уранного комплекса были переведены на аккумуляторный ход, была сделана российская батарейка. Таким образом мы обеспечили себе технологическую независимость на среднесрочную перспективу.
Владимир Дождев: Прошлый год позволил Минпромторгу пересмотреть стратегии. Основная их тематика на сегодня — технологический суверенитет.
Как вы сочетаете операционную и цифровую трансформацию?
Джахангир Махмудов: Наша задача — обеспечить достаточную загрузку производства УГМК и его эффективность. В операционную трансформацию входит снижение себестоимости и повышение эффективности. За последние три года мы научились создавать и развивать команды для достижения этих целей. Сегодня мы находимся в процессе разработки цифровой стратегии, ведь цифровизация нужна не ради цифровизации, а ради повышения результата.
С какими узкими местами в производственных и логистических процессах вам пришлось столкнуться?
Ирина Власова: Санкционное давление оказывает влияние, из-за которого вырастает стоимость оборудования, а поставщики увеличивают цены из-за логистических цепочек. Многие поставщики уходят с рынка. Мы вынуждены сокращать инвестиционную программу — из проектов развития частично уходим в покрытие наших рисков.
Насколько сохраняется тренд на кратный рост LTE-выручки в горной отрасли? Какие другие новые тенденции могли появиться?
Олег Алдошин: В науке прорывы случаются на стыке дисциплин. В бизнесе — то же самое. На грани индустрий рождаются интересные проекты. В доле выручки МТС развитие частных сетей и услуг B2B — это небольшая часть прибыли (около 1 %). Но МТС интересно участвовать в развивающихся областях. Уже запущено 13 проектов в этом направлении, для нас это точка роста.
Какое одно самое правильное тактическое решение вы приняли за последний месяц?
Владимир Дождев: Пришлось очень быстро перераспределить ресурс по развитию государственных сервисов, по импортозамещению. Мы уже видим эффект от этого решения.
Игорь Семенов: Наше самое важное тактическое решение — подставили плечо крупнейшим горнодобывающим компаниям в части поставки запчастей и технических решений.
Сергей Дунаев: Мы закупили ноутбуки. Бюрократия и формализм топят в кризис. Нельзя за них держаться как за якоря. Важная штука — действовать быстро.
Джахангир Махмудов: Формализм губит, да. В прошлой жизни мы могли подписывать договоры по основным технологическим материалам в течение полугода. Сейчас провели работу по аналогам, импортозамещению, и большой контракт заключили за полторы недели.
Ирина Власова: Мы сделали аудит критически важной инфраструктуры, выкупили склады оборотных запчастей. Наняли агентов в Китае, подбираем китайские аналоги. В первые дни столкнулись с кибератаками и угонами техники.
Олег Алдошин: Мы должны обеспечивать связь 24/7. Поэтому мы занимались закупками оборудования, перестройкой архитектуры. Приоритезировали продукты, на которые видим повышенный спрос — например, выросло количество запросов на облачные сервисы. Сейчас невозможно продавать как раньше, по 3-4 недели — цена меняется, и бизнес-модель рушится. Поэтому мы много вкладываемся во внутреннюю автоматизацию.
Сегодня нужны беспрецедентные меры. Как может помочь государство и Минпромторг?
Владимир Дождев: Конечно, то, что формировалось десятилетиями, трудно воспроизвести. Новые цепочки, новые цифровые технологии — вопрос не одного дня. В начале марта мы заново посмотрели на цифровые возможности и начали с перезапуска маркетплейсов. Второе — это меры финансовой поддержки. Здесь мы субсидируем затраты на проектную документацию, компенсируем до 100 процентов этих сумм.
Отдельный блок мер поддержки — вопросы информационной инфраструктуры. Сегодня сыграли все риски, в том числе касающиеся вопросов информационной безопасности. Есть планы перехода на отечественные решения, которые будут внедряться несмотря на все логистические трудности. Надо быть готовыми ко всем рискам, к худшим сценариям с точки зрения киберугроз.
Расскажите о структурных изменениях в компаниях. Что делаете сейчас?
Сергей Дунаев: Структурных преобразований в «Северстали» прямо сейчас нет. К сожалению, пока у нас не появился отличный российский софт. Тренд понятный — сберечь то, что есть и, оставшись без техподдержки, аккуратно вносить изменения. Меньше брать в разработку, что-то придумывать вокруг цепочки поставок и цепочки поддержки.
Расскажите про инвестиции в Арктику и вашу деятельность для горной отрасли.
Игорь Семенов: «Первая горнорудная компания» занимается разработкой недр. Мы вынуждены заниматься освоением Арктики и искать пути привлечения инвестиций. В Арктике можно и нужно минусы превращать в плюсы, и мы нашли эффективное решение: разработали схему организации месторождения на стыке судостроения, цифровизации и разработки месторождения. Уходим от строительно-монтажных работ, собираем в условиях верфи плавучие основания. Верим в безлюдные технологии, и их хотим апробировать.
Наша страна вряд ли сможет существовать вне глобальной повестки, но одни связи рушатся, другие появляются. Должна быть экспорт-ориентированная локализация, а не импортозамещение. Сейчас не надо браться за все, надо взять небольшой участок, и его окучивать. Настало время вспомнить, что у всех горных компаний есть свои ремонтные предприятия и производства.
Блиц-опрос: Какие качества необходимы сейчас, чтобы пережить кризисные времена?
Олег Алдошин: Предприимчивость.
Ирина Власова: Гибкость и способность к изменениям, стрессоустойчивость.
Дж ахангир Махмудов: Способность анализировать данные и быстро принимать решения.
Сергей Дунаев: Коллаборативность.
Игорь Семенов: Самостоятельность.
Владимир Дождев: Умение приоритезировать.
Итоги сессии
Подводя итоги дискуссии, Павел Растопшин выразил надежду, что текущая ситуация сделает сильнее те отрасли, которые до этого развивались медленнее из-за конкуренции с западными странами, и участники отрасли найдут в себе нужные качества, чтобы пройти тот путь, на который в обычном режиме ушло бы лет 10.