Цифровизация горнодобывающей отрасли: от точечных решений к комплексной трансформации

В этой новости рассказываем об основных векторах развития, трендах, барьерах роста и возможных перспективах цифровизации в горной отрасли.
Горнодобывающая промышленность традиционно относится к отраслям с длинными производственными цепочками и сложными условиями работы. Это делает ее весьма консервативной в плане внедрения новых технологий. Однако давление глобальной конкуренции, рост требований к безопасности и экологии, а также необходимость оптимизации затрат подталкивают предприятия к переходу на новые принципы работы — через цифровую трансформацию.
Цифровизация — больше, чем автоматизация
Эксперты подчеркивают, что цифровизация — это не просто автоматизация. По данным IDC (2023), в добывающей промышленности только 30% компаний рассматривают цифровизацию как трансформацию модели бизнеса, тогда как большинство ограничивается автоматизацией отдельных операций. Директор по отраслевым решениям горнодобывающей промышленности КРОК Елена Сапунова и генеральный директор ИНКА 4.0 Павел Калякин считают, что цель цифровизации — в повышении эффективности, ускорении принятия решений, повышении безопасности, прозрачности и производительности. Исследование Института горного дела УрО РАН в 2024 году показало, что, например, внедрение цифровых систем мониторинга на шахтах снизило уровень несчастных случаев на 25% и улучшило соответствие экологическим требованиям на 15%.
Векторы развития
По словам Михаила Аронсона, генерального директора группы компаний «Цифра», цифровизация горной добычи сохраняет устойчивый вектор развития, заданный еще несколько лет назад. Совместное исследование «Цифры» и консалтинговой группы «Яков и партнеры» 2024 года выделяет три основных тренда: сквозные технологии управления производством — единые центры управления, интегрирующие все этапы добычи; цифровые двойники, позволяющие моделировать производственные процессы; и роботизация, обеспечивающая автономность и безопасность работы.
Сквозные технологии управления
Одним из ярких примеров внедрения сквозных технологий стал проект «Геометаллургия», реализуемый для компании «Евраз» на месторождении в Качканаре. Система позволяет отслеживать качество руды от забоя до конечной фабрики, автоматизируя добывающую технику, железнодорожный транспорт и производственные линии. Такой подход обеспечил стабильное качество руды, позволил снизить содержание железа в хвостах на доли процентов, уменьшить количество операций на фабрике и значительно увеличить выпуск конечной п родукции. Экономический эффект — сотни миллионов рублей в год, подытожил Аронсон.
Роботизация
В России также развивается использование беспилотных технологий и роботов. Уже есть эксперименты с беспилотными самосвалами «СУЭК», происходит внедрение роботизированных буровых на УГМК, рассказывают в Excellence Expert. «Алроса», как сообщает ТАСС, занимается роботизированным бутобоем, который самостоятельно разбивает негабаритные фрагменты руды при подземной добыче. По мнению старшего вице-президента и операционного директора «Норникеля» Александра Попова, через пять лет индустрия станет на 30% безлюдной. А директор по стратегическому развитию «Металлоинвеста» Антон Болотов добавляет, что в ближайшие пять лет станет ясно, какие машины нужно переделать в беспилотные, а какие нет.
Искусственный интеллект: первые шаги в горной отрасли
Несмотря на то, что генеративный ИИ (например, GPT-модели) пока не получил массового распространения в горнодобыче, технологии искусственного интеллекта уже активно применяются в ряде направлений, отмечают в компании «Цифра». Во-первых, это компьютерное зрение. Примером служит система «Антисон», которая анализирует состояние водителя в реальном времени, выявляя усталость, стресс и действия, снижающие эффективность и безопасность.
Во-вторых, видеоаналитика используется для определения гранулометрического состава взрыва — размеров кусков горной массы после буровзрывных работ. Это позволяет оптимально подбирать объем взрывчатки и минимизировать затраты на дальнейшую переработку. Например, в «Распадской угольной компании» видеоаналитика используется для анализа повреждений на конвейерных лентах в целях предотвращения остановок производства.
В-третьих, построение математических моделей, которые помогают формировать «подсказки» водителям самосвалов и операторам оборудования, оптимизируя режимы работы. Результат — снижени е износа шин до 70% и экономия топлива на 5–7%.
Барьеры цифрового роста
Несмотря на очевидные выгоды, темпы цифровизации горнодобывающей отрасли в России остаются низкими. Среди причин — высокая стоимость и долгая окупаемость проектов, а также необходимость обновления устаревшего оборудования, сообщает TAdviser. Уход иностранных вендоров отрицательно повлиял на системы класса SCADA, MES, ERP, BI, т. к. они перестали поддерживаться и требуют замены, отмечают в Excellence Expert. Представители «Газпром нефти» указали на нехватку специалистов, готовых работать с ИИ. Директор по развитию ООО «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе Павел Марышев отметил дефицит свободного капитала, высокую процентную ставку и медленную технологическую локализацию среди основных барьеров для дальнейшей цифровизации.
«На слайдах все выглядит довольно хорошо: у многих компаний прописаны цифровые стратегии, разработаны актуальные дорожные карты. Но на практике цифровизация часто сводится к точечным пилотам и проектам, которые не масштабируются», — подчеркивает директор департамента по работе с промышленным сектором группы Arenadata Максим Власюк.
Но есть и плюсы
Тем не менее, есть и положительная динамика. Так, рынок отечественной разработки цифровых продуктов для горной отрасли значительно расширился: количество игроков выросло почти на 40%, до 250 в 2024, а общая выручка крупнейших IT-поставщиков превысила 96 млрд рублей. Объем рынка решений для горнодобывающей промышленности в прошлом году увеличился втрое и составил примерно 30–40 млрд рублей. Такие цифры привела Виктория Шубочкина, основатель и генеральный директор консалтинговой компании Excellence Expert и IT-компании Тайга. Увеличиваются инвестиции самих предприятий, господдержка и необходимость импортозамещения также являются сильными драйверами развития.
Можно подытожить, что цифровизация горнодобывающей промышленности в России находится на этапе перехода от точечных проектов к системной трансформации. Успешные кейсы показывают, что при грамотной стратегии, готовности инвестировать в обучение персонала и модернизацию оборудования цифровые технологии способны приносить сотни миллионов рублей экономии, повышать безопасность и экологичность производства. Однако для массового распространения этих решений необходимо преодолеть барьеры — от устаревшей инфраструктуры до кадрового дефицита. В перспективе именно комплексная цифровая трансформация станет ключом к устойчивому развитию и глобальной конкурентоспособности российского горнодобывающего сектора.
Цифровые решения на MiningWorld Russia
В последние годы в России и мире цифровизация стала одной из ключевых тем для обсуждений. Не исключением является и выставка MiningWorld Russia. В рамках деловой программы этого года обсуждали не просто автоматизацию отдельных процессов, а перестройку всей бизнес-модели на основе цифровых технологий, роботизацию и многое другое. Состоялся VI Форум лидеров горнодобывающей отрасли, где в том числе были представлены кейс-сессии по проектам цифровизации ГМК.
На выставке целый раздел посвящен именно цифровизации — «IT-технологии, автоматизация и роботизация в горной отрасли». В 2026 он станет фокусным разделом MiningWorld Russia. В этом году более 25% посетителей выставки интересовались IT-технологиями, решениями для автоматизации и роботизации в горной отрасли — это каждый четвертый посетитель! Интерес к данному тематическому разделу у специалистов вырос на 37% за последний год.
Это неудивительно: потребности российских горных компаний в цифровизации и автоматизации растут каждый год. Вызывает оптимизм наличие финансовой поддержки от государства, которое готово выделять средства на цифровизацию и автоматизацию горных предприятий. Например, федеральное правительство планирует за шесть лет выделить на промышленную роботизацию около 350 миллиардов рублей, сообщает «Российская газета».
Установить контакты между разработчиками и поставщиками цифровых решений и самими предприятиями удобнее всего на профессиональной площадке MiningWorld Russia.
- Более 10 500 специалистов посещают выставку
- 92% влияют на закупочные решения, а 47% обладают бюджетом свыше 50 млн руб.
- Больше половины специалистов посещают только MiningWorld Russia среди выставок схожей тематики